Эффективная практика

Методический семинар

«Эргономизация образования через повышение коэффициента плотности деятельности на уроке»

Мастер-класс

по теме «Способы использования учебных ситуаций на уроках истории и обществознания»  

Цель: передача коллегам личного профессионального опыта

Задачи: 

  • создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов; 
  • распространение передового педагогического опыта; 
  • внедрение новых технологий обучения и воспитания. 

Учебная ситуация – это учебное задание, организующее поисковую активность учеников,  для освоения требуемых универсальных учебных действий.

Учебная ситуация выступает как особая структурная единица учебной деятельности,  содержащей ее полный замкнутый цикл.  

Существует множество видов учебных ситуацийкоторые можно использовать на любом этапе урока. При этом урок может состоять как из одной учебной ситуации, так и из набора учебных ситуаций.   

  • Учебная ситуация целеполагания
  • Учебная ситуация планирования
  • Проблемная ситуация и ее решение
  • Учебная ситуация моделирования
  • Учебная ситуация наблюдения
  • Учебная ситуация обучения самоконтролю и  самооценке
  • Учебная ситуация рефлексии
  • Учебная ситуация формирования ценностного  отношения к событиям,   явлениям.

Разнообразные формы организации учебных ситуацийпозволяют не только развивать аналитические способности, но и повышают мотивацию обучающихся:

  • ситуации выбора;
  • ситуации успеха;
  • проблемные учебные ситуации;
  • ситуации решения проблемных учебных задач;
  • ситуации освоения новых способов деятельности;
  • ситуация сопоставления событий, явлений с датами, деятелями;
  • ситуация распознавания предметных понятий и терминов;
  • ситуации выявления причинно-следственных связей;
  • ситуации самооценки;
  • ситуации общения;
  • ситуации убеждения;
  • ситуации сравнения;
  • игровые ситуации;
  • ситуация нахождения исправления ошибок;
  • ситуация исследования и т.д.

 Методика использования учебных ситуаций

  • ситуация неожиданности, которая создается при ознакомлении с фактами, вызывающими удивление;
  • ситуация конфликта, возникающая, когда новые факты вступают в противоречие с устоявшимися представлениями;
  • ситуация несоответствия, порождается противоречием между жизненным опытом и научными данными;
  • ситуация неопределенности, возникает, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для решения. Это побуждает проявить смекалку, интуицию, сообразительность;
  • ситуация выбора, предполагает, что школьники должны сделать выбор из нескольких вариантов ответа и обосновать его;
  • ситуация предложения, основана на возможности выдвинуть версию о причинах, характере и последствиях изучаемых событий.

Способы использования учебных ситуаций на различных этапах урока

 На этапе определения темы урока я использую следующие приёмы:

  1. Разгадайте ребус, в котором зашифровано ключевое слово к теме урока и сформулируйте её

2. Внимательно прочитайте эпиграф и определите, как он может быть связан с неизвестной темой урока. Попробуйте  самостоятельно сформулировать тему урока.

Учебные ситуации для актуализации знаний

  1. «Верные — неверные утверждения»

Описание: утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус».

Пример:

  • вельмож хоронили в гробницах (да);
  • обед вельмож состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы (нет);
  • фараон мог приказать побить вельможу палками (да);
  • вельможа, подходя к трону фараона, вставал на колени и падал лицом вниз (да);
  • вельможа пахал землю у себя на участке (нет);
  • вельможа не работал (нет).
  • вельможа носил много украшений (да);

2. «Смысловой ряд»   на уроке по теме «Социальный конфликт» (8 кл.). Учащимся (возможна работа в группах, парах) необходимо предложить общее понятие к определённому ряду терминов.

1)    Война, драка, ссора, революция, спор (конфликт).

2)    Закон, норма, порядок действий, этикет (правило).

3)    Принуждение, жестокость, угроза, давление (насилие).

4)    Договор, взаимодействие, совместное решение (соглашение).

5)    Телевидение, радио, газеты, интернет (СМИ).

6)    Монотеизм, политеизм, язычество (религия).

3. «Четвертый лишний»

Учитель предлагает учащимся четыре слова, необходимо исключить одно из них, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три слова.

 Учебные ситуации для постановки проблемы

  1. Рассмотрите фото-ряды и сформулируйте проблему

Учебные  ситуации на этапе изучения нового материала

  1. Найди в череде букв 4 названия восточнославянских племенных союзов:

АУОВГВУСЛОВЕНИПГРДЖУОПОЛЯНЕГО ЛОКНОКУВВЯТИЧИПРАГОДРЕВЛЯНЕПРУВГОХАЗАРЫАРТУПГ

2. Решите задачу

Задача №1.

На этом месте в устье Невы выдающийся новгородский князь разбил шведов. А спустя 463 года здесь застучали топоры, по приказу царя началось строительство новой столицы?

  1. О каком князе идет речь, и когда произошло это событие?
  2. По приказу, какого царя началось строительство новой столицы?
  3. Когда была заложена новая столица, и как ее назвали?
  4. Что связывает два этих события?

Решение задачи :

  1. Александр Ярославич (Невский); 1240 — Невская битва.
  2. Петр I.
  3. 1240 + 463 = 1703, где 1240 — Невская битва; 1703 — основание Санкт-Петербурга.
  4. 1240 — битва со шведами; 1703 год шла Северная война (1700 —  1721) в которой Россия также воевала со шведами.

Данная задача позволит запомнить не только, что Санкт-Петербург основан в 1703 году, а основан в третью годовщину Северной войны, которую Россия вела со Швецией за выход к морю. Что город основан на том месте, где Александр Ярославич в 1240 году разбил шведов, что Санкт-Петербург был основан не по прихоти царя, а государственной необходимостью.

Задача 2:

Галльские жрецы нашли безотказный способ быстрой мобилизации воинов в случае войны. Для этого они приносили в жертву только одного человека. Какого?

Ответ: Пришедшего последним.

3. Приём «Воссозданный образ».

  • Урок «Культура и быт допетровской Руси» Учащимся предлагается описание крестьянской избы по которому они должны нарисовать избу крестьянина

«Жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Оно состояло из холодных помещений – клети и сеней и теплого – избы с печью. Сени соединяли холодную клеть и теплую избу, хозяйственный двор и дом. В них крестьяне хранили свое добро, а в теплое время года спали. В доме обязательно был подклет, или подпол (т. е. то, что было под полом, под клетью). Это было холодное помещение, там хранили съестные припасы.

Русская изба состояла из горизонтально сложенных бревен – венцов, которые складывали друг на друга, вырубив по краям круглые углубления. Между бревнами для тепла прокладывали мох. Крышу делали покатой с двух сторон. Богатые крестьяне покрывали ее тоненькими дощечками из осины, которые скрепляли одну с другой. Бедняки же крыли свои дома соломой».

4. Представьте себе, что текст Гимна РФ попал в руки иностранца, который ничего не знает о нашей стране.

Задание: Какой он может представить себе Россию, исходя из текста Гимна?

5. «Клятва умершего египтянина перед Богом»

«Я не делал зла. Я не убивал. Я не приказывал убить. Я не крал. Я не лгал. Я не был причиной слез. Я не поднимал руку на слабого. Я не завидовал. Я не сквернословил. Я не говорил дурного о царе. Я не пренебрегал богами. Я чист, я чист, я чист!»

Какую жизнь должен вести египтянин, чтобы после смерти попасть на чудесные поля?

6. Озвучьте видеофрагмент. Показываю учащимся видеоролик, иллюстрирующий миф о боге солнца. Предлагаю детям разделиться на  группы. Одна группа придумывает текст для озвучивания опираясь на свою фантазию. Другая группа использует для озвучивания текст мифа о боге Амон-ра.

7. Завершите таблицу

Название реформы Суть реформы
Реформа образования

 

Введение обязательного  начального образования. Доступность образования для женщин. По европейскому (французскому) образцу было основано 5,5 тыс. начальных школ и 8 университетов. К 1914 г. японцы считались одними из самых образованных людей в мире.
Аграрная реформа  
Административная реформа  
  вводила в Японии всеобщую воинскую повинность. Самураи лишились привилегии быть замкнутой военной кастой. Новая армия создавалась по западному образцу и приобрела высокую боеспособность.
  Введение общих судов европейского типа и законов для всей страны. Равенство граждан перед судом
Финансовая реформа  

 9. Работа с понятиями.  Учащимся (по группам) предлагается набор слов, из которых надо составить предложение, являющееся определением какого-либо понятия. Школьникам необходимо правильно составить предложение-определение и назвать понятие.

     Пример, набор слов: деятельность, изучающая, дисциплина, научная,

     хозяйственную; определение — научная дисциплина, изучающая

     хозяйственную деятельность; понятие — экономика.

10. Работа с терминами. «Кража — это …, т.е. скрытое от … и окружающих лиц, хищение … имущества».

Должно получиться следующее определение: «Кража — это тайное, т.е. скрытое от потерпевшего и окружающих лиц, хищение чужого имущества».

11. Ситуация противоречия.

12. Составьте кластер

Учебные ситуации на этапе осмысления и контроля

  1. Я не желаю, чтобы мой дом был обнесен со всех сторон стеной и чтобы мои окна были наглухо заколочены: я хочу, чтобы культура всех стран свободно проникала в мой дом. Но я не желаю, чтобы меня сбили с ног.      (Махатма Ганди)

Объясните высказывание, привлекая изученные на сегодняшнем уроке факты.

2. Для осмысления изученного материала можно использовать прием сингапурской методики ЭЙ АР ГАЙД — обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения `упражнения-раздражителя` для активизации мышления. Примером выступает таблица к уроку истории «Династический кризис 1825 года. Восстание декабристов»

ДО УТВЕРЖДЕНИЯ ПОСЛЕ
1.      Поводом к восстанию стал династический кризис 1825 года.
2. Участников тайных организация называли декабристами, т.к. они все родились в декабре?
3. Восставшие хотели обнародовать «Манифест к русскому народу»(отмена крепостного права,  свержение царя и т.д.).
4. Декабрист Петр Каховский убил царя Николая.
5. Диктатор (руководитель) восстания С.П.Трубецкой привел восставших к победе, царя свергли.
6. Восстание 14 декабря 1825 года потерпело поражение

3. Соотнесите имя бога и явление, с которым его олицетворяли в Древнем Египте

Амон                                                                              бог пустыни

Апоп                                                                              бог солнца

Геб                                                                                 бог мудрости

Нут                                                                                 богиня неба

Тот                                                                                 бог земли

Сет                                                                                 бог тьмы

4. Физкультминутка «да/нет»

Описание: «отвечая» на утверждения учителя «да» или «нет», ребята, стоящие рядом с партами, выполняют определённые движения (например, ответ «да» предполагает поднятие рук вверх, а ответ «нет»— приседания).

Пример: устная викторина на уроке истории по теме «Религия древних греков»

Греки считали, что боги живут в золотых дворцах на вершине горы Олимп. (Да)

Зевс был верховным богом и владыкой подземного царства мертвых. (Нет)

Автором поэм «Илиада» и «Одиссея» ученые считают Гомера. (Да)

Гера, Афина, Афродита не поделили между собой золотую оливку. (Нет.)

Греческие боги назывались олимпийскими, потому что были сильными и быстрыми, как спортсмены. (Нет)

Царствует над всеми греческими богами громовержец Зевс. (Да)

 Учебные ситуации на этапе рефлексии

  1. Приём «Телеграмма»

Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.

Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).

2. Прием “Рюкзак”

Прием рефлексии. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход». Пример: я научился составлять план текста; я знаю когда произошло крещение Руси; я, наконец-то, запомнил дату Куликовской битвы

3. Выберите подходящую пословицу, которая на ваш взгляд подходит к сегодняшнему занятию.

1)    Смелость города берет.

2)    Всякому овощу свое время.

3)    Старая песня на новый лад.

4)    Через тернии к звездам.

5)    О монах, ты идешь трудной дорогой.

6)    Учиться обучая.

7)    Ах, как я устал от этой суеты

8)    Без труда не вытащишь рыбку из пруда.