О себе

Народная мудрость гласит: «Чтобы человек был счастлив, ему должно повезти три раза: у кого родиться, у кого учиться и кем работать». Я — счастливый человек!

Детство

Мне  повезло родиться в счастливой, крепкой, большой и удивительной семье. Мои родители родились в Алтайском крае, учились в одной школе, сидели за одной партой и поженились, учась в институте. И вот уже 40 лет живут вместе. Через все эти годы им удалось пронести преданность, уважение и нежность друг к другу, не растеряв ни крупицы своей любви. Эта атмосфера любви, честности и дружбы, всегда царившая в нашей семье, помогала и помогает мне и двум моим сёстрам. Иоганн Гёте сказал: «Учатся у тех, кого любят», я полностью разделяю это утверждение потому, что главными моими учителями стали мои родители.

Моя мама 40 лет посвятила школе. Учитель русского языка и литературы, завуч, отличник народного образования, ветеран педагогического труда — всё это моя мама, Архипова Нина Андреевна. Она настоящий профессионал, преданный своей работе и просто очень чуткий, болеющий душой за каждого человек. В нашей семье отношение к профессии «учитель» всегда было особым, а День Учителя — один из главных праздников.

С ранних лет я мечтала стать учителем, как моя мама. Учёба мне всегда давалась легко, и, окончив Ключевскую школу Топчихинского района Алтайского края с серебряной медалью, я не колебалась в какой университет поступать.

При выборе специальности победила любовь к истории. Мне опять повезло!  В школе этой науке меня учила прекрасный педагог и наш классный руководитель — Мишукова Наталья Александровна. Её отличали доброта, общительность, эмоциональная открытость, способность дать своим ученикам не только знания, но и душевное тепло. Она в совершенстве знала и любила свой предмет, и эту любовь смогла привить и нам, своим ученикам. Каждый урок стремилась превратить в незабываемое и яркое событие. Она научила нас думать, спорить, совершать открытия, видеть в истории между строк судьбы людей в разные исторические эпохи, мысленно путешествовать во времени и объективно оценивать влияние исторических личностей на последующие события.

Юность

Итак, я сделала свой выбор. Во время учёбы в Алтайском государственном университете на историческом факультете мне вновь посчастливилось учиться у таких талантливых и знаменитых преподавателей как: профессор кафедры археологии, этнографии и музеологии, доктор исторических наук Цыб Сергей Васильевич, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории Соболева Татьяна Николаевна, Анашкин Александр Павлович, кандидат исторических наук, профессор кафедры новейшей отечественной истории, который все пять лет учёбы был моим научным руководителем. Под его началом я исследовала тему «Чистюньский отдельный лагерный пункт Сиблага СССР» и защитила на «отлично» в качестве выпускной квалификационной работы.

Первые шаги в профессии

Окончив университет, я вернулась в родную школу. Мне вновь повезло! Моим наставников стала моя мама. Она помогала мне овладеть методикой преподавания, направляла мои первые шаги на нелёгком пути учителя и давала мудрые советы. Со временем пришло осознание, что моя задача как учителя не просто выдать фактический материал и поставить отметки за знания, но самое главное —  прикасаясь словом к душе ребёнка, помочь ему быть добрым и заботливым, честным и справедливым, решительным и самостоятельным, творящим и оберегающим красоту мира.

Размышления о профессии

В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была «эффективной, должен сработать «эффект солёного огурца». Главное — создать «рассол», тогда какой бы ни был огурец, плохой или хороший, попав в «рассол», он обязательно просолится. Как же создать такой рассол?

Мастерство учителя-профессионала — это не только научная эрудиция и методическая мудрость педагога, но и тонкое искусство, а подлинное искусство обучения и воспитания не терпит высокомерия, унижающей строгости, бездушности и формализма, пустых фраз и словесной трескотни, за которыми нет живой мысли и искреннего чувства. Учитель-профессионал помогает каждому ребёнку постигать и проживать жизнь, раскрывая перед ним её содержание, вместе восходить на новый уровень развития.

Профессия учителя считается делом людей особенного внутреннего склада. К учителю общество предъявляет более высокие личностные требования потому, что люди доверяют учителям самое дорогое, что у них есть — своих детей.  Учителя заботятся о душе, о нравственном развитии, о социализации подрастающего поколения. Помнится, О.К. Олеша назвал писателей «инженерами человеческих душ». Думаю, учителя с полным правом могут разделить с писателями это почётное звание, а если взять выражение В.Г. Белинского — «Воспитание — великое дело, им решается судьба человека», то получится, что учителя — это ещё и «инженеры» человеческих судеб!

Я — учитель истории обществознания

Какой будет наша страна завтра, зависит от того, какое образование и воспитание получат наши дети сегодня. А значит, зависит от меня. Я должна вовлечь детей в уникальный мир науки, в мир истории. Окунуть их в прошлое, пройти по страницам многострадальных войн, пережить великие события мира. Доказать, что наш народ самый сильный, сплочённый, дружный, талантливый. История — это не только даты, факты, события, но и судьбы людей. Мы знаем о гениальных полководческих талантах и военных победах Александра Невского. Но главная его роль в истории нашей страны связана не с этим. Он  сумел сохранить страну, объединить русских людей в их тяжёлой борьбе против иноземных захватчиков, уберечь Русь от набегов, стать примером для многих поколений. Именно это я должна донести до детей.

Важной целью для себя считаю формирование мировоззрения школьника, основанного на объективной оценке прошлого. Я — учитель истории. Я — связующее звено между прошлым и будущим. Учитель должен воспитывать не только словом, но и собственным примером. Я часто на своих уроках рассказываю детям историю своей семьи, приношу  экспонаты из  моего домашнего музея, показываю на личных примерах как влияли исторические события на судьбы конкретных людей, горжусь своим дедушкой, ветераном Великой Отечественной войны и его тремя братьями, отдавшими жизнь в борьбе с фашизмом, скорблю над судьбой своего второго дедушки, познавшего ужас и тяготы сталинских лагерей. И дети откликаются, проявляя живой интерес, задают кучу вопросов т загораются желанием узнать о своих корнях. Именно так, через сопричастность к истории своей страны, можно воспитать «настоящего» человека. Д.С. Лихачёв говорил: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему».

Моя заветная мечта — сделать так, чтобы дети, которых я учу, стали Людьми, чтобы они не утратили нравственные принципы, на которых базируется жизнь в обществе. Я хочу, чтобы для них слова — патриотизм, честь, достоинство, порядок, совесть, любовь, дружба не превратились в пустое сочетание букв, а имели высший духовный смысл. Тогда я смогу сказать о себе, что состоялась как Учитель!

Я — счастливый человек! Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем мне тоже предстоит жить. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже. «Работа — лучший способ наслаждения жизнью», — утверждал И. Кант. И я наслаждаюсь ей каждый день.